Глава 6. Даосизм, История религий — митрополит Иларион (Алфеев)

Мужское и женское начала

Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.

Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

https://www.youtube.com/watch?v=LeLLwMP0j5I

Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Основные идеи даосизма

Учение о «Дао» возникло две тысячи лет назад в древнем Китае, где люди поклонялись силам природы и духам предков. Китайцы считали, что все в мире держится на гармонии и при нарушении равновесия между природой и людьми возникают бедствия: войны, наводнения, голод.

На основе понимания и стремления к мировой гармонии был заложены основные идеи даосизма.Идей в философии даосизма не так много, но они отражают всю суть учения.

Основополагающих понятий для понимания всего несколько, и к ним относятся:

  • Дао – в значении «путь», то есть та дорога, которой должен следовать человек, чтобы не нарушать равновесие между человеком и природой
  • Дао — в значении «бытие», «первоначало»,
  • Дэ – благодать, сила, достоинство, совершенство
  • У-Вэй – недеяние, или невмешательство, приводящее к реализации того, что предначертано бытием

Что такое дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой.

Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Предлагаем ознакомиться  Мужские имена красивые современные русские в 2019 году по месяцам

1

В европейских книгах часто пишут, что в Китае не было какой-то одной ведущей доктрины, идеологии, которая бы подминала под себя остальную культуру. В Китае ведущей силой была традиция, точнее, ее символы, настраивающие людей на непосредственный опыт переживания жизни. Этот опыт дан нам прежде любых слов и понятий, прежде рефлексии.

Существует уровень опыта и коммуникации, который китайцы называют «следование» — спонтанным метаморфозам и переменам в жизни. Вживание в него требует повышения духовной чувствительности, обострения сознания. До того как мы открыли рот, мы уже вступили в коммуникацию и немало узнали друг о друге. Китайцы учат нас жить этим опытом — хотя бы потому, что он более правдив, чем все наши попытки доказать свою правоту при помощи словесных хитросплетений.

Так вот, связать текст с этим опытом и есть главная задача переводчика, да и читателя «Дао дэ цзин». Мне в этом помогает принадлежность к одной из школ тай-цзи цюань. Вы, быть может, знаете, что тай-цзи — не просто оздоровительная гимнастика, но прежде всего очень эффективная форма медитации.

Линия передачи живого опыта от учителя к ученику формирует особый тип социальности — школы. В Китае, Корее, Тибете и Японии это единственный тип социальности, обеспечивающий преемственность знаний. Если вы хотите заниматься, например, буддизмом, вы обязательно должны принадлежать к какой-то школе. Это социальность родового типа, школа подобна семье. Именно школы обеспечивают преемственность духовной чувствительности, которая может дать живой опыт жизни.

— И вы ученик одной из таких школ?

— Конечно. Ведь заниматься даосским путем вне школы — несерьезно. Как китаист, я обязан полностью отвечать за то, что пишу. Моего учителя зовут Линь Алун. Это учитель современного типа, он не требует особого поклонения и строгого соблюдения формальностей, но почти все обучение основано на особом личном молчаливом контакте с учителем.

Школа открыла мне особую социальность, близкую, кстати, к той, которую дает философия постмодерна. Самый яркий пример — «Неописуемое сообщество» Мориса Бланшо и «Непроизводящее сообщество» Жан-Люка Нанси.

Представьте себе общество влюбленных, открывающих для себя инаковость бытия, его тайную сторону. Если вы когда-нибудь были реально влюблены — хотя с мужчинами до сорока лет это редко случается, — тогда вы понимаете, что любовь освобождает, вы свободно творите мир и себя. Существует «потустороннее» измерение любви, как и власти, творчества.

— А не делает ли принадлежность к определенной школе вас пристрастным?

— Этикет запрещает публичные дискуссии между школами. Выяснить, кто прав, можно разве что сойдясь в поединке. Вы просто варитесь во внутреннем кругу школы и воспроизводите то, чему вас учат.

Тай-цзи, которая известна в России, — это низшая форма, точнее, подготовительные классы. Нормативные движения, которые разучиваются, — это что-то вроде азбуки. А в дальнейшем обучении речь идет о таком усилии расслабления, которое порождает необыкновенную просветленность сознания, позволяющую вступать в живой контакт с реальностью. Просветленное сознание — это сознание, доведенное до предела, которое видит жизнь как она есть.

2

Помните, как Нео побеждает Матрицу? Если Матрице нужно какое-то время на обработку информации, то Нео, обучаясь ушу, достигает такого полного непосредственного контакта с реальностью, что может уклониться от летящей пули. Это, кстати, умели делать и китайские мастера тай-цзи. В этом состоянии нет отдельных Нео и пули, субъекта и объекта — разделения на Я и не-Я.

— Что-то верится с трудом.

— Мой учитель говорит: мы же верим только в то, что можем делать мы сами. И вообще, не верить намного проще, чем верить. Вера — накладное дело, нужно отнестись к жизни серьезно, появляется долг.

У нас, кстати, похожее состояние тоже иногда возникает в минуту смертельной опасности — когда вышибает пробки рефлексии, когда мы забываем про себялюбие и самосознание, про вопрос «А что мне за это будет?». Если вы можете переступить через все это, вы обретаете способность непосредственного мгновенного контакта с миром, упреждающего все явления, как внешние, так и внутренние, то есть вы рабо­таете на уровне семян явлений. Это и есть царство божие, которое, как сказано, внутри нас — в него можно войти, если вернуться к этому чистому восприятию мира.

— А правда, что даосы в своей «внутренней алхимии» как-то соединяют дух, сознание с телесными энергиями и получают «бессмертный зародыш».

— Эти книги написаны для учеников, а не для того, чтобы что-то доказать. Вне школы их бессмысленно обсуждать. В жизни нет противопоставления материи и сознания — оно возникает, только когда вы выделили свое Я, противопоставив его объектам. Вы сами не позволяете миру быть целостным в своей спонтанности, а если отпустите его, не надо будет ничего со­единять. А не устранив это разделение, вы никогда их не соедините.

Предлагаем ознакомиться  Эликсир любви рецепт в домашних условиях. Чтобы улучшить отношения. Рецепты приготовления приворотных напитков

— И все же, если я правильно понимаю, даосы ищут не просто высшего уровня сознания, а бессмертия. Стремитесь ли вы к бессмертию и как вы его понимаете?

— Для меня бессмертие — это возвращение к первородству бытия. Вы воспроизводитесь в доличностном, родовом состоянии. Через вас как бы возвращается в мир родоначальник школы. Вы становитесь частью вечной преемственности духа. Это свобода от себя, от личности, когда вы выясняете, что вас нет, а есть лишь бытие.

Я понимаю, вам это не слишком нравится, потому что вы поглощены вашим индивидуальным бытием, вам жалко себя.

— Естественно…

— А вы, значит, хотите вечного продолжения вашего личного бытия — но это же как у Достоевского: вечно сидеть в избе и пить чай с тараканами. От этого же повеситься хочется! Рай — это вовсе не вечное дление себя, а вечное самообновление, вечная преемственность.

Кстати, я одновременно считаю себя христианином, хотя и не воцерковленным. Для меня главный завет христианства: ищите царствия небесного, а остальное приложится.

— Как же вам удается сочетать западное и восточное видение мира?

— Гармонично это не может сочетаться, но личность всегда вырастает на гранях, в разрывах гармонии. В мире предустановленной гармонии Лейбница невозможна свобода. С христианской точки зрения это ад. Зато с китайской точки зрения это как раз свобода — мир гармонии, меры, живого роста, — недаром Лейбниц был таким синофилом.

Видео по теме

Кратко о сути даосизма в видеоролике:

Даосизм вобрал в себя черты как философии (познание законов бытия и Вселенной, поиск смысла жизни и предназначения человека), так и религии (вера в Абсолют, приверженность догмам, религиозные практики). Соединение этих элементов дало учение, не похожее ни на какое другое.

Даосизм — путь достижения счастья, суть и значение

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Покой и недеяние

Согласно даосизму законы природы, ход истории и мироустройство – незыблемы и воля человека не может повлиять на них, значит, человек должен жить так, чтобы не мешать течению жизни, то есть оставаться в покое и недеянии, называемых У-Вэй.

У-Вэй нельзя расценивать, как полное отсутствие деятельности. Скорее эта сила, которая будет помогать придерживаться естественного хода миропорядка. Противоречить дао, как бытию, как общему пути означает пустую растрату сил, приводящую к гибели.

Цель У-вэй – понять и достичь дао, как вечности, как корней миропорядка.

Понятия и идеи

Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

  • Дао — путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной;
  • Дэ — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
  • Ци — жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
  • У-вэй — принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;
  • Пу — энергия пустых предметов.

Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия.

Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно.

После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма.

Каждый человек идет путем Дао, но делает это неосознанно. Чтобы развиться духовно, люди должны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности.

Недеяние учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира, и через него — единению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао — погружение в божественное Дао.

Этого можно достичь путем многолетней практики медитации, специальной гимнастики и дыхательных упражнений.

Принципы даосизма

Главный принцип Даосизма в том, что настоящее счастье можно найти лишь в слиянии, когда вы просто как свидетель – возникают мысли, вы их просто наблюдаете. Вы наблюдаете, как они приходят и уходят, так вы сливаетесь с ними. Тоже относительно движений рук и ног – вы делаете движение и просто наблюдаете.

Предлагаем ознакомиться  ВАШ АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ И ИКОНА ЗАСТУПНИЦА ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ. - ♀♂ Гостиная для друзей

В первое время вы будете отвлекаться, но затем состояние будет углубляться, придет внутренний покой и радость. Даосский принцип счастья – для него не нужна внешняя причина, даос может быть всегда счастливым, ведь счастье — это все существование, все что ни делает даос это счастье.

Внешнее счастье имеет свою причину и уже в этом несчастье, это рабство от внешнего. Даосы за пределами логики и причины. Одним из главных принципов Дао – это пустота и когда вы пусты, в вас входит Бог, где Дьявол не может существовать, да что ему там делать, он умрет со скуки, ведь ему нужна власть над человеком.

Путь дао

Даосизм как религия учит быть на пути и не отличатся от пути, потому что все существование само по себе едино, и мы часть его. Обычно всех нас учат как отдельных личностей, но как же быть тогда в гармонии с окружающим? Счастье – это быть неразрывным с целым, это путь Даосизма или просто Дао.

Если у вас есть «я» или хотя бы понятие о «я», тогда вы не на пути. Понятие святости в даосизме – это быть в гармонии с единым, быть единым.

И понимание библии там иное — у всех нас были родители и у них тоже в свою очередь были родители. И мы доходим до Адама и Евы – и их получается родил Бог. А кто родил Бога, ведь Он где-то должен существовать, ведь, по крайней мере, должно быть пространство для его существования или энергия созидательная, вакуум или пустота.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания.

Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться.

Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Философия даосизма китая: кратко и понятно

Традиционное китайское учение Дао — это сочетание философии и религии. Философия даосизма объединяет разные виды духовных практик, направленных на достижение истинного просветления. Познание Дао — это жизненный путь и одновременно сама суть жизни.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая —  помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая  – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Оцените статью
Безопасность
Adblock detector