Халцедон, агат, оникс

Агат, оникс, сардоникс… из чего резать гемму?

Научное определение агата — «скрытокристаллическая разновидность кварца. По виду агат может быть моховой, звездчатый и пр.». Оникс — волокнистая, слоистая разновидность кварца. Сардоникс — оникс с красными, оранжевыми и черными слоями.

Тысячелетнее искусство резьбы по камню донесло до нас печати (их название — геммы) с изображениями зверей, исторических личностей, мифологических сцен. Были изделия — были коллекционеры. Коллекционером был король Митридат Шестой (63 год до н.э.), чье собрание Помпей Великий пожертвовал храму Юпитера в Риме. Если верить Плинию Старшему, первым римским коллекционером был Марк Аврелий Скаурус (претор в 56 году до н.э.).

В средние века во Франции начали коллекционировать и заказывать геммы с портретами. То же произошло и в Италии, где Венеция стала центром изготовления гемм.

Античные геммы, как и древние статуи и саркофаги, стали источником, по которому можно было восстановить символику изображений. С античных гемм делали бронзовые отливки, некоторые из них служили образцами для произведений таких великих художников, как Леонардо да Винчи и Рафаэль.

Среди коллекционеров 17 века пальму первенства историки отдают Питеру Паулю Рубенсу. Геммы стали непременным экспонатом «кабинетов коллекционеров». Их начали резать в классическом стиле. Появился рынок гемм, зачастую подделок. Подделки были настолько искусными, что часто невозможно было понять, принадлежит изделие 1 веку до нашей эры или 15 веку нашей эры.

Коллекции переходили из рук в руки, их крали и продавали, их брали в качестве военных трофеев. История некоторых гемм достаточно подробно описана и напоминает современные детективы.

Что же так привлекало коллекционеров? Что было ценного в старых геммах?

Мастера использовали фактуру камня, его узоры, его слоистость. Что получалось? Получалась камея — изделие, в котором ювелир использует вот эту самую слоистость для того, чтобы на разных уровнях вырезать задуманное. Разница в цвете слоев дает ни с чем не сравнимый эффект. Тонкость работы порождает ощущение того, что один слой наклеен на другой, хотя на самом деле это не так.

Предлагаем ознакомиться  Признаки мужской любви – Счастливая женщина

«Император Клавдий». Портрет императора Клавдия (10 г. до н.э. — 54 г. н.э.), голова в профиль слева, лавровый венок, связанный на затылке в пучок лентами, концы которых сбегают вниз до шеи. На наплечниках лат — свитки с кисточками на концах.

Вокруг горловины виден волнистый край нижней рубашки. На груди, поверх кирасы, размещен эгид — щиток с головой Горгоны. Ниже подбородка Горгоны — две связанные узлом змеи. Справа под кисточкой — символ Юпитера, голова орла. Вокруг основного профиля — пояс орнамента с полуовалами.

Художник вырезал венок из коричневого слоя, эгид — из темно-коричневого, лицо, тело и одежду — белого, копье — белого. У овала верхний пояс — коричневый, нижний — белый. Камея наклеена на окрашенное стекло и поставлена в золоченую медную рамку.

Камея была сломана, 11 осколков соединили как мозаику. Была утрачена только задняя часть шеи императора и ленточка, которые реставраторам пришлось сделать из гипса. Как пишут, это самая крупная камея, на которой изображено только одно лицо.

«Венера и Амур». Амур — сын Венеры. Но он был рожден не от Гефеста, которому Зевс отдал в жены Венеру. Отцом проказливого мальчугана был Марс (или Арес, что одно и то же). Судя по всем изображениям, мать очень любила своего сына, который не повзрослел, он остался ребенком. Кстати, его мамочка тоже не старела, она всегда оставалась молодой. Да и трудно представить себе богиню любви древней старухой. Или даже пожилой женщиной.

Привычно видеть Венеру и Амура обнаженными полностью. Здесь они прикрыты, и это связано с влиянием католической церкви, которая в какой-то период своей истории осуждала изображение голого тела.

«Афина». Афина изображена в доспехах. Скорее всего, камея повторяла либо скульптуру, либо картину.

Предлагаем ознакомиться  МахаКали — разрушающая негатив. 108 имён МахаКали

Афина — дочь Зевса, покровительница искусства и ткачества, богиня мудрости, богиня победы. Ее символами были сова и оливковые ветви. В правой руке богини — короткое копье, на голове — шлем с венком из дубовых веток, поверх заколотой на правом плече туники — эгид с изображением Горгоны (этот щиток Персей дал Афине в благодарность за помощь в борьбе с Горгоной). В левой руке Афины — щит со стилизованным изображением Зевса с распростертыми орлиными крыльями, густой бородой и венком. На плечи богини спадают вьющиеся локоны, на лице — обворожительная улыбка, совершенно несвойственная ее положению богини.

«Афина Парфянская». Камея повторяет скульптуру Фидия. Оригинал статуи был утрачен, но несколько римских копий сохранились в Италии, Франции и в Греции. Афина изображена в ее роскошном шлеме с греческим сфинксом посредине, грифоном и крылатыми конями сбоку.

На ее груди — эгид с Горгоной, в ушах — серьги, на шее — жемчуг, где-то сзади — копье. Она больше похожа не на воительницу, а на соблазнительную девушку, нарядившуюся Афиной.

«Камея Гонзага». Правители древнего Египта — Птолемей Второй и его жена Арсиноя. Идентификация портретов — длительная детективная история. Приключения самой камеи — не менее интересная история.

На Птолемее — шлем с венком из лавровых листьев, на шлеме поверху — белый декоративный гребень, принадлежность шлема. У Арсинои шлема нет, но венок есть. Два профиля, оба вырезаны из белого слоя. Арсиноя изображена блондинкой, у Птолемея — белые курчавые бакенбарды. Где-то сзади вырезана голова Фобоса, чуть ниже — голова Горгоны.

Камеи использовались и в качестве элемента различного рода изделий. Как пример — корона Жозефины Шведской, в ней несколько камей, закрепленных в короне.

У агата множество разновидностей, оттенков, рисунков. Это привлекало мастеров. Резали они не только маленькие изделия. Пример — чаша из агата высотой 29 см, сделанная немецким ювелиром Динглингером (1664−1731).

Предлагаем ознакомиться  Магические обряды и ритуалы на Хэллоуин

Сегодня можно заказать и получить камеи с фотографии, с разными сюжетами и стилем исполнения (классический, викторианский, модерн). Мастера пользуются современной техникой резки и тиражирования, изделия на потоке.

Агат, оникс, сардоникс… Камни — те же, но что-то неуловимое, что было в старинных камеях, исчезает…

Оцените статью
Безопасность
Adblock detector